Российская розничная торговля сегодня – это один из самых доходных и стремительно растущих сегментов рынка. Международные, столичные и региональные сети решительно развивают свой бизнес: один за другим открываются новые супермаркеты, дискаунтеры и гипермаркеты.

На наших глазах разворачивается борьба за место под солнцем, симпатии и, самое главное, — за кошелек покупателя. Активная экспансия сетевых компаний оставляет всё меньше жизненного пространства для отдельных независимых магазинов.

В России независимыми розничными торговцами, как правило, являются субъекты малого предпринимательства – малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Согласно законодательству, к таковым можно отнести организации с численностью работников не более 30 человек (для розничной торговли), а также предпринимателей без образования юридического лица.

Безусловно, независимый торговец не в состоянии составить серьёзную конкуренцию интегрированным торговым компаниям. Однако он может найти на рынке свою нишу и занять её. Для реализации этой стратегии он обладает несколькими ценными преимуществами, среди них — территориальная близость к потребителям, особое отношение к клиенту, экономия времени, специализация.

Анализ литературы позволил выделить 4 основных способа выживания независимых торговцев в современных условиях усиления интеграционных процессов в торговле:

  • выбор правильного формата
  • создание благоприятной атмосферы магазина
  • совместная работа с независимыми торговцами
  • сотрудничество с крупными сетевыми структурами (франчайзинг)

Самыми перспективными форматами для одиночных магазинов являются магазин — «специалист » и » магазин у дома». У магазинов таких форматов есть реальные шансы на выживание. Главное — правильно выбрать специализацию, находить нестандартные решения, предлагать нетрадиционные услуги. Предприниматель может ориентироваться либо на продаже ограниченного числа групп товаров, либо на чётко определённую группу постоянных покупателей (проезжающих мимо автомобилистов, жителей 4-5 окрестных домов).

Наиболее высок потенциал магазинов, продающих непродовольственные товары – процент наценки на них существенно превышает уровень наценки на продовольственные товары.

С точки же зрения продовольственного ритейла самым перспективным для малого бизнеса является «соседский» формат. Это магазин, расположенный либо прямо в жилом доме, либо в непосредственной близости от него. Главная особенность «магазинов рядом с домом», или, как их называют за рубежом, convenient store, заключается в самом переводе слова – «удобный магазин». Подобные магазины не отличаются широким ассортиментом или низкими ценами. Они удобны, в первую очередь, своим расположением — здесь можно купить многое, практически не выходя из дома. Такие магазины не нуждаются в современных технологиях. Однако здесь продавцы знают покупателей в лицо, могут оставить заказанный товар или отпустить продукцию в кредит.

Благоприятная атмосфера магазина располагает покупателей посещать именно данный магазин, положительно влияет на его решение о приобретении товара, стимулирует импульсные покупки. Таким образом, независимый торговец может успешно конкурировать с сетевыми супермаркетами и дискаунтерами, удачно комбинируя составляющие атмосферы магазина: удобство пространства, состояние торгового и расчётного оборудования, место расположения магазина, уровень цен, широта ассортимента, наличие сервисных услуг, внешнее оформление и другие. Важно отметить, что особенностью российского рынка всё ещё остаётся его крайняя ненасыщенность. Поэтому в ближайшее время магазин с умеренными ценами, ассортиментом и обслуживанием просто обречён на успех.

Ещё одним средством выживания является также кооперация с подобными себе независимыми торговцами. Совместная работа независимых торговцев может быть реализована в форме некоммерческого партнёрств (ассоциации), главной целью которого является не объединение, а повышение эффективности работы и, прежде всего, централизация закупок. Однако традиционная для малого бизнеса разобщённость серьезно мешает созданию таких ассоциаций.

На практике более широко распространённой формой совместной работы одиночных торговцев является размещение торговой точки в торговом центре, когда предприятия торговли функционируют как взаимосвязанные элементы единой системы. Сущность торгового центра состоит в совместном использовании всеми участниками общей покупательской аудитории. Аренда помещения в таких центрах стоит очень дорого, однако использование покупательского потока по максимуму, как правило, оправдывает все затраты.

Необычайно перспективной формой сотрудничества одиночных торговцев является франчайзинг – это форма длительного коммерческого сотрудничества фирм, в рамках которого отдельная фирма или предприниматель (франчайзи) получает право работать под торговой маркой хорошо известной и успешной бизнес-структуры (франчайзор), такой как Kodak, McDonald’s или Копейка.

Для небольшого предприятия франчайзинг — это и постоянство поставок, и известная торговая марка, и готовые маркетинговые разработки. Мировой опыт подтверждает высокую живучесть компаний-франчайзи по сравнению с полностью независимыми фирмами. Однако реализации подобного рода сотрудничества в России мешает отсутствие необходимого законодательства, противоречия и недостатки существующих правовых норм. Наше законодательство вообще не содержит такого понятия, как франчайзинг. Глава 54 «Коммерческая концессия» Гражданского Кодекса РФ — единственный нормативный акт, регулирующий франчайзинговые отношения, была написана в начале 90-х годов, когда франчайзинга в России не существовало.

Анализ современных тенденций развития рынка показывает, что сетевая розница как наиболее эффективная форма торговли приведёт к вытеснению прежде всего нецивилизованной независимой торговли (открытые рынки, уличные лотки, книжные развалы), которой до сих пор принадлежит значительная доля рынка.

Вследствие своих очевидных преимуществ, розничные торговые сети составят серьёзную конкуренцию и другим формам самостоятельной торговли.

Однако на основе анализа характерных особенностей и преимуществ независимых торговцев, а также состояния потребительского рынка автор приходит к выводу, что сегодня нет серьёзных оснований для сплошной и массовой гибели одиночных предприятий розничной торговли.

Более того, в своих нишах у таких ритейлеров есть реальные шансы вполне успешно существовать и даже развиваться. Для этого нужно устранять в своей работе слабые стороны и развивать преимущества.

Сальников Олег Вячеславович 

Все статьи



Программа «Учет продаж»
Программа «Склад в Excel 8.2»
Программа «Склад в Excel M 6.0»
Программа «Склад производства»
Программа «Смета в Excel»
Печать бланков в Excel»
Примеры выполненных проектов




Excel Programm

© Excel Programm

Главная

Яндекс.Метрика